Нормативно-правовое регулирование 

Конвенция “О правах инвалидов” от 13 декабря 2006 года

Федеральный закон “О ратификации Конвенции о правах инвалидов” от 3 мая 2012 года №46-ФЗ

Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021)

Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции” от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ

Закон РФ №181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24.11.1995 (ред от 11.06.2021)

Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 “О порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг”

Приказ от 31 июля 2015 г. № 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»

Приказ от 15 октября 2015 г. № 723н «Об утверждении формы и порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»

Проект “Доступная среда” 

Доступная среда –  это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, 

возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни.

Программа «Доступная среда» предусматривает создание комфортной и безбарьерной среды, а также повышение доступности услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Государственная программа Доступная среда

Благодаря семи принципам программы вещи, пространство, услуги, взаимодействие между людьми становятся удобными, безопасными, доступными:

  1. Равенство и доступность использования
  2. Гибкость использования
  3. Простота и интуитивность использования
  4. Доступно изложенная информация
  5. Терпимость к ошибкам
  6. Малые физические усилия
  7. Наличие необходимого размера, места, пространства

Доступную среду для инвалидов также называют Безбарьерной или Инклюзивной Средой, средой для всех, а также средой на все случаи жизни. Это не определенный стиль окружающей среды, а ориентировка на все процессы, в основе которых лежит ответственность перед опытом пользователя. Она имеет сходные черты с движением «зеленой» среды, которая также предлагает принцип решения проблем проектирования на основе базовых ценностей экологической ответственности.

Доступная Среда – это философия, которая предполагает проектирование продукции, оборудования, товаров и среды, заботясь о ее доступности и удобстве для как можно большего количества людей. Часто говорят, что Доступная Среда применяется для удобства маломобильных групп населения. В свою очередь, термин «маломобильные группы» часто употребляют как синоним понятию «люди с инвалидностью», что на самом деле не так, ведь люди с инвалидностью – лишь одна из категорий маломобильных групп.

Согласно официальному определению, которое содержится в Государственных строительных нормах «Здания и сооружения: доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» маломобильные группы населения – люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве”. Таким образом, под данную категорию подпадает довольно большая часть населения. По данным из различных источников составляет от 30 до 50% всего населения.

К маломобильным группам населения относятся:

  1. Беременные женщины;
  2. Дети до 7-ми лет;
  3. Лица, сопровождающие малолетних детей;
  4. Люди почтенного возраста;
  5. Люди с инвалидностью;
  6. Люди с постоянными и/или временными функциональными нарушениями (физическими, сенсорными, психическими, умственными);
  7. Люди, которые получили временную травму или заболевают;
  8. Люди с нестандартными размерами тела: значительно большей или меньшей средней массой тела, низкого или высокого роста;
  9. люди, которые в течение определенного времени могут быть невнимательными (например, под влиянием стресса).

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливая общие правила функционирования системы образования и определяя правовое положение участников отношений в сфере образования, регламентировал создание в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79).

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, если они проживают в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Обучающиеся, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Важной материальной гарантией инклюзивного образования является норма, содержащаяся в части 11 статьи 79 указанного Федерального закона, в соответствии с которой обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Наименование показателя Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.Имеющиеся формы обучения:

– по индивидуальному учебному плану,

– при наличии медицинских показаний и соответствующих документов  для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.

В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.

Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  Для обеспечения возможности беспрепятственного входа в школу и выхода из нее установлен пандус;При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Доступность санитарных узлов для людей с инвалидностью 

 


 
Лифты, подъемные платформы и эскалаторы 

Здание не оборудовано пассажирскими лифтами для обеспечения доступа инвалидов на креслах-колясках на этажи выше основного входа в здание (первого этажа).
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 6 дней – с понедельника по пятницу включительно.Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.

Столовая расположена на 1 этаже.

Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья 

 

 

Здание ГБОУ «СОШ № 5 с.п. Экажево» оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет,   на первый этаж находятся кабинеты логопеда, психолога.

Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.Особые условия доступа к информационным системам и информационно -коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом ГБОУ «СОШ № 5 с.п. Экажево»  и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.

Информационная база Школы  оснащена:  – электронной почтой; – локальной сетью; – выходом в Интернет; – функционирует официальный сайт.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке Школы посредством Wi-Fi.

Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт.

В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники.

Доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленными для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет.

Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу.

Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром Rejector.

Электронные ресурсы:

·         Библиотека МЭШ

·         Яндекс-учебник

·         Мои достижения. ру

·         Официальный информационный портал ЕГЭ

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Для лиц с ограниченными возможностями здоровья используются возможности Центра специальных возможностей ОС Windows распознавание речи, экранная лупа, экранный диктор и т.д.